sense of colours

 

ОВИ Принт

OVI PRINT

 

На карте

 

125319, г.Москва,

Черняховского 16

8(495) 411-32-86

oviprint@yandex.ru

Главная

Услуги печати

Бумага

Картриджи

Плоттеры

Крепежные элементы

 

 

 

 

 

Познавательная

интернет-выставка импрессионистов из собрания Государственного Эрмитажа

 

Леже , Фернан (Leger, Fernand) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. Французский художник.

Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана.

Поселившись в 1908 в интернациональной колонии художников "Улей", Леже сблизился с монпарнасской группировкой кубистов "Золотое сечение". В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом (Обнаженные в лесу, 1909—1911, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер; Свадьба, ок. 1910—1911, Париж, Нац. музей современного искусства). В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия Контрасты форм, 1913; 14 июля, 1915, Бьо, Нац. музей Фернана Леже).

В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технические системы (Диски, 1918, Париж, Нац. музей современного искусства; Деревянная трубка, 1918, Париж, частное собрание). В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды (Город, 1919, Филадельфия, Музей искусства; На палубе буксира, 1920, Париж, Нац. музей современного искусства). Леже сформулировал и активно пропагандировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения.

В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы "Стиль" Мондрианом и Ван Дусбургом. Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в 1920—1930-х в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики. В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном).

В 1932—1935 преподавал в академии "Гранд Шомьер". Начиная со 2-й пол. 1920-х в живописи Леже преобладает образ человека. Фигуры, очерченные широким движением скругленных линий, утрачивают сходство с роботами, приближаясь к некоторым образцам "наивного" искусства — глиняной и деревянной игрушке, к надувным или мягким куклам-самоделкам (Чтение, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства; Танец, 1930, Гренобль, Музей). Первоначальный техницизм перерастает в разновидность примитивизма. Опыт работы в кино (Механический балет, 1924) привел к серии своеобразных "монтажных" композиций, в которых "средние планы" сочетаются с укрупненными деталями, предметами, свободно висящими в пространстве (Джоконда и ключи, 1930, Бьо, Нац. музей Фернана Леже; Предметы в контрасте, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства).

В период 1930-х Леже много путешествовал. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками (Адам и Ева, 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей; Композиция с двумя попугаями, 1935—1939, Париж, Нац. музей современного искусства).

 В 1940—1945 Леже жил в США, где преподавал в Йельском университете и в калифорнийском колледже Миллса. Здесь, обратившись к сферам спорта, цирка, эстрады, городских развлечений, художник открыл новую пластическую тему — человеческая фигура, парящая или вращающаяся в пустоте, словно в состоянии невесомости (Ныряльщики на желтом фоне, 1941, Чикаго, Институт искусств). Вернувшись в освобожденную Францию, Леже вступил в коммунистическую партию. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа (Строители, 1950, Бьо, Нац. музей Фернана Леже; Досуги, 1948—1949, Париж, Нац. музей современного искусства). Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам (Большой парад, 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).

В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Леже много работал также в области керамики, гобелена, театральной декорации, прикладной графики. После смерти художника усилиями его вдовы и друзей были созданы музеи Леже в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Иветт. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

НАЗАД